Главная » Православный ликбез » Кто видел Бога?

Кто видел Бога?

Кто видел Бога?

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 )

Бога не видел никто никогда;
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил
. ( Ин. 1:18 )

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?

Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14:7-9 )

Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире.
Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир.
У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания… св. Григорий Нисский

Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые. Преподобный Симеон Новый Богослов: Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет.

Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д.

Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

Святость, величие и мощь запредельного Бога таковы, что мы просто не в силах это перенести. Только умалившись, только сравнявшись с нами, Он может нами восприниматься. Тысячи людей видели воплотившегося Бога – Иисуса Христа и эти свидетельства доступны нам.

Т.к. наша жизнь ограничена во времени и пространстве, то большую часть информации мы получаем через свидетелей. Вся история, которую мы изучаем – это свидетельства разных людей.

Не обязательно видеть Самого Бога, можно увидеть Его творение, чувствовать присутствие, осознавать промысл. Американский астронавт Фрэнк Борман, первым облетевший вокруг Луны, заявил: Я несколько раз был в космосе, и я Бога не видел, но кругом видел следы Его присутствия.

Господь не требует от нас чего-либо противоречащего разуму, нравственности, семейной и общественной жизни. Более того, Он даёт нам цель жизни, предлагает осмыслить наши желания, поступки и помыслы.

Получается, что мы, не желая трудиться в постижении истины, как бы говорим Богу – Ты нам бесспорно докажи, что Ты есть и, соответственно, что мы сможем получить в награду за наши усилия по совершенствованию себя и только тогда мы встанем на этот путь.

Таким образом, у нас достаточно свидетельств для свободного выбора. Любовь и верность, которых ждёт от нас Господь, невозможны без свободы и стремления к познанию Творца, приобретения личного опыта богообщения. Явные свидетельства были бы насилием над нашей волей, превратили бы нас в марионеток, действующих по заданному сценарию. Для познания Бога и общения с Ним необходимо приложить усилия.

Аргумент никто не видел является лишь удобным оправданием собственной пассивности.

А.И. Осипов, профессор:
…Под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники – не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком.
Преподобный Иоанн Лествичник очень точно и лаконично сформулировал эту мысль: Совершенство чистоты есть начало богословия. У других отцов это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания – исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились.

Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это – понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании.
В богословской науке есть еще два других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный)… читать всю статью

В. Духанин, кандидат богословия:
Неверие и познание Бога взаимно исключают друг друга. Поэтому, когда неверующие утверждают, что они не видят Бога (или не замечают, что Бог проявляет Себя в этом мире), то они просто выражают своё внутреннее состояние – состояние духовной слепоты.
Ещё во II веке по Р.Х. к апологету христианской веры святому Феофилу Антиохийскому обратился знакомый ему язычник Автолик с таким надменным требованием: Покажи мне твоего Бога. На это святой Феофил ответил: Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат, то есть познание Бога во многом зависит от нашего внутреннего состояния, ибо Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные…. И дальше святой Феофил предлагает очень важное сравнение: Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога.

Упомянем, что в те времена зеркала приготовлялись из металла, так что действительно могли покрываться ржавчиной. Не это ли основная причина нашей духовной близорукости – ржавчина греха, затмевающая способность отражать в себе, как в зеркале образ Господа? А как прекрасно, просто и ясно сказал об этом Сам Господь Иисус Христос: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 )…
Замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далёким. Человеку стало некогда веровать в Бога. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберёте ли вы мелодию скрипки.

Так и в жизни современного человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Такие люди видят проявление веры в жизни, но не слышат голоса веры в своём собственном сердце. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот и услышит эту небесную мелодию, слово Божие, вступит в общение с Ним.

Да, Бог являет себя человеку, но только такому, в котором откликается и пробуждается сердце.
Несомненно и то, что каждый верующий человек когда-либо в своей жизни пережил встречу с Богом. Это значит, что всем своим существом такой человек ощутил, что Бог действительно есть, что он рядом с нами, хотя и несравнимо выше всего земного, и что Он милостиво и мудро заботится о каждом из нас. Это глубокое ощущение души становится очевидным свидетельством Божия бытия.

святитель Григорий Палама:
Не телесные глаза, а глаза души воспринимают силу Духа, видящую Божьи дары; потому мы называем ее умной, хотя она выше ума. При этом мы удержали бы тех, кто нас слушает, от понимания духовных и таинственных действий [энергий] в виде вещественных и телесных. Этим как раз страдают люди, которые грубым, нечистым ухом и разумом, не умеющим верить и следовать отеческим словам…

священник Павел Гумеров:
Только человек с чистой душой, чистыми помышлениями, может приблизится к Богу, узреть Его.Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа не увидеть. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых и унылых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага, и воспитывать в душе, взращивать другие – светлые, добрые.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Этюд о толерантности

Этюд о толерантности архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности, ...

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке диакон Илья Маслов В данной ...

Что такое пост и как правильно поститься

Что такое пост и как правильно поститься Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни ...

Что такое конец света и когда он наступит?

Что такое конец света и когда он наступит? Письмо читателя комментируют эксперты Уважаемая редакция журнала ...

Что такое беснование и как его опознать?

Что такое беснование и как его опознать? архим. Сильвестр (Стойчев) Бесы направляют свои силы на ...

Что нужно знать о таинстве Соборования

Что нужно знать о таинстве Соборования Содержание ^ О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о ...

Что надо знать о православном церковном этикете

Что надо знать о православном церковном этикете иеромонах Аристарх (Лоханов) По благословению Преосвященного Симона, Епископа ...

Что делать, когда семья рушится

Что делать, когда семья рушится Протоиерей Владимир (Хулап) доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской ...

Четыре слова о молитве — читать, скачать — святитель Феофан Затворник

Четыре слова о молитве В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нахожу благовременным предложить вам ...

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ) Имя священника Павла Флоренского ...

Церковные каноны о Епитимии

Церковные каноны о Епитимии Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных ...

Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета

Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета Дмитрий Георгиевич Добыкин Обычно преподавание Священного Писания ...

Христианство как истинная религия

Христианство как истинная религия Виктор Петрович Лега Уже две тысячи лет существует Христианская Церковь. Возникнув ...

Христианское учение о человеке — читать, скачать

Д.В. Новиков Христианское учение о человеке Содержание Целостность – существенный признак религиозного сознания, оно возводит ...

Христианское учение о человеке

Христианское учение о человеке Бахтин М.В. кандидат философских наук 1. Человек – образ Божий. Когда ...

Ученые о теории эволюции

Ученые о теории эволюции Подавляющее большинство изречений, помещённое в настоящий сборник, принадлежит самым ярым защитникам ...