Главная » Православный ликбез » Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ)

Имя священника Павла Флоренского имеет неоднозначный характер в истории богословия Русской Церкви. Существуют различные, иногда прямо противоположные оценки его религиозно-философского наследия. Мне представляется, что для наиболее объективного отношения к о. Павлу нужно помнить ту изначальную задачу, которую он сам себе ставил и в реализации которой видел смысл своих исследований.

Он неоднократно утверждал, что не хочет строить какой-либо законченной собственной философско-богословской системы [1] , что не имеет какой-либо окончательной мысли и своей задачей считает не навязывать свои суждения, а пробуждать мысль [2] . Большой вопрос, всегда ли о. Павлу удавалось придерживаться этих заданных самому себе пределов. Но это все же не снижает интереса к его работам, поскольку он поднимает в них такие вопросы, многие из которых по сей день не решаются или считаются излишними для рассмотрения в богословии или, тем более, в миссионерском служении.

Флоренский с детства имел особый опыт приобщения к реальности иного мира. Из той безразличной по отношению к религии обстановке, в которой он рос и воспитывался [3] , с таким мистическим ощущением ему была прямая дорога в теософию или оккультизм, которые были чрезвычайно популярны в образованной России в начале ХХ в. Но Флоренский сознательно пришел в Православную Церковь, несмотря на то, что, по его же наблюдению, в то время церковное учение образованными людьми воспринималось настолько скучным и примитивным, что с ним даже не считали нужным полемизировать [4] . Флоренскому, при всех его увлечениях оккультной тематикой, открылась ограниченность оккультизма как такового; он определил оккультно-теософское мировоззрение как утонченный позитивизм и смог это сделать так, что его читатели и слушатели, увлеченные тайнами невидимого мира, обращали свое внимание на Православную Церковь. В самом начале 1920-х гг. о. Павел предвидел грядущее вторжение оккультизма в повседневную жизнь и фактически говорил о том, что на протяжении долгого времени церковная апологетика обходила своим вниманием эту проблему.

Здесь недостаточно было просто обличать и осуждать, а надо было свидетельствовать, что православие тоже имеет свое учение о невидимом мире, которое, в отличие от оккультного, содержит подлинную духовную глубину.

В том же контексте о. Павел разрабатывал и тему человека как микрокосма. И здесь так же, как и в случае с оккультизмом, мы не обязаны соглашаться со всеми утверждениями Флоренского и принимать их как выверенные с точки зрения святоотеческого богословия. Здесь важен прежде всего сам факт свидетельства о. Павла о космичности христианства, о том, что христианству есть что сказать по поводу также ставшей популярной в начале ХХ в. философии космизма.

О. Павел указал на наличие учения об обожении Космоса через человека у прп. Максима Исповедника в маленьком примечании к Столпу и утверждению Истины [5] , но не стал излагать его подробно, а предложил (также не вдаваясь в детали) свое понимание человеческого тела как подвижной границы между человеком и всем остальным Космосом. Именно через тело, согласно Столпу…, Божественная благодать должна изливаться из человека в мир [6] . Более подробно эти представления поясняются Флоренским в цикле лекций Из истории философской терминологии, подготовленном в сентябре 1917 г. Здесь говорится о том, что до грехопадения телом первозданного человека был весь мир. Первозданный Адам не был бы царем мира. если бы мир не входил в состав его тела.

Царствуя над миром, Адам одновременно царствовал и над самим собой, по силе жизненной мощи своего духа. В падении эта жизнетворческая сила ослабляется [7] , нарушается единство с миром и появляется граница между человеком и Космосом, ощущаемая нами теперь как собственно наше тело. Но и в состоянии падения, говорит о. Павел, в уничижении и в распаде Человек, хотя и теснимый взбунтовавшимися против своего царя стихиями собственного тела, продолжает держать в ослабевших руках скипетр своей власти и править еле сдерживаемым уже миром [8] .

Очень важной является мысль о. Павла, согласно которой вне христианства или, точнее, вне христианского учения о значении человеческого тела, не может быть никаких глубоких познаний тайн природы. Наше тело, — пишет он, — не что-то между прочим… а нечто первостепенное и исключительно важное… Тело наше бесконечно глубже, чем считали его материализм и позитивизм — с одной стороны, и отвлеченный спиритуализм — с другой. Физиология, в основах своих, есть непременно мистическая. В теле своем мы воспринимаем весь Космос. Весь мир мистически переживается нами в теле нашем [9] .

Но вместе с тем учение Флоренского о человеке как микрокосме имеет один существенный нюанс. Обычно, называя человека малым миром, микрокосмом, имеют в виду, что Природа — это большой мир, макрокосм. О. Павел настаивает на обратимости этих понятий, утверждая, что и человек может быть назван макрокосмом, а природа — микрокосмом.

Человек так же бесконечен, как и мир, и, признавая отсутствие каких-либо качественных различий между человеком и Космосом, о. Павел готов оспорить и, если можно так сказать, количественные различия. В Человеке, — говорит он, — нет ничего такого, что в увеличенных, — скажем временно, размерах. не нашлось бы у Среды [10] . Таким образом за всем Космосом здесь признается то же право на Образ и Подобие Творца, которое имеет Человек.

И все же, несмотря на спорные утверждения, хотелось бы подчеркнуть высокое значение подобных работ о. Павла. Он был в ХХ в. первым, кто на высоком философском и богословском уровнях пытался свидетельствовать о подлинной космичности христианства, раскрывать с христианской точки зрения необозримую глубину человеческого существа. В первые десятилетия ХХ в. он отчетливо сознавал, что подлинная космичность христианства широко не известна и это не способствует привлечению к Церкви философов и ученых, обращающих пристальное внимание на проблему соотношения Космоса и Человека.

Он начал работу в этом направлении, которую в процессе критики софиологии завершили о. Георгий Флоровский, В. Лосский и о. Иоанн Мейендорф.

Но у работ о. Павла Флоренского еще остается высокий потенциал для пробуждения мысли, как для дальнейшего развития богословия, так и для осознания сетей лжи, в которые уловляются все обманутые мнимой эзотерической глубиной теософии и оккультизма.

Примечания

[2] Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия // Богословские труды: Сб. 17.

М., 1977. С. 101.

[3] См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней… М., 1992.

С. 25, 116—117 и др.

[4] Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001. С. 452.

[5] Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1(2). М., 1990.

С. 733.

[6] Там же. Т. 1(1). С. 271-272.

[7] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999.

С. 436-437.

[9] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). С. 438.

О admin

x

Check Also

Духовный отец — кто это?

Духовный отец — кто это? Интервью с протоиерем Владиславом Свешниковым, настоятелем московского храма Трех Святителей ...

Этюд о толерантности

Этюд о толерантности архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности, ...

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке

Эсхатология очищения как синкретическая модель либерального богословия в XX веке диакон Илья Маслов В данной ...

Что такое пост и как правильно поститься

Что такое пост и как правильно поститься Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни ...

Что такое конец света и когда он наступит?

Что такое конец света и когда он наступит? Письмо читателя комментируют эксперты Уважаемая редакция журнала ...

Что такое беснование и как его опознать?

Что такое беснование и как его опознать? архим. Сильвестр (Стойчев) Бесы направляют свои силы на ...

Что нужно знать о таинстве Соборования

Что нужно знать о таинстве Соборования Содержание ^ О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о ...

Что надо знать о православном церковном этикете

Что надо знать о православном церковном этикете иеромонах Аристарх (Лоханов) По благословению Преосвященного Симона, Епископа ...

Что делать, когда семья рушится

Что делать, когда семья рушится Протоиерей Владимир (Хулап) доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской ...

Четыре слова о молитве — читать, скачать — святитель Феофан Затворник

Четыре слова о молитве В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нахожу благовременным предложить вам ...

Церковные каноны о Епитимии

Церковные каноны о Епитимии Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных ...

Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета

Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета Дмитрий Георгиевич Добыкин Обычно преподавание Священного Писания ...

Христианство как истинная религия

Христианство как истинная религия Виктор Петрович Лега Уже две тысячи лет существует Христианская Церковь. Возникнув ...

Христианское учение о человеке — читать, скачать

Д.В. Новиков Христианское учение о человеке Содержание Целостность – существенный признак религиозного сознания, оно возводит ...

Христианское учение о человеке

Христианское учение о человеке Бахтин М.В. кандидат философских наук 1. Человек – образ Божий. Когда ...

Ученые о теории эволюции

Ученые о теории эволюции Подавляющее большинство изречений, помещённое в настоящий сборник, принадлежит самым ярым защитникам ...